К содержанию Следующая страница Предыдущая страница
Дипломная работа
1993. Опубликовано в историческом альманахе Армагеддон (весна 2000)
А был ли Вещий Олег?
Исследование
источников, содержащих сведения об Олеге Вещем, легендарном основателе
Древнерусского государства, приводит нас к мысли о том, что этот литературный
персонаж - плод фантазии народа и древних историографов. Исторические прототипы
этого героя - Олег, киевский князь, упоминаемый договором 911 г. и Олег,
современник князя Игоря Рюриковича (ХЛГУ хазарского документа) своей
деятельностью лишь наметили некоторые общие контуры биографии летописного
героя. Летописный Олег, объединивший в 882 г. Киев и Новгород, совершивший
победоносный поход на Царьград 907 г., воспитавший и утвердивший на Киевском
столе князя Игоря и династию Рюриковичей возможно никогда не существовал.
Начальной датой
правления Олега в Киеве принято считать убийство этим князем Аскольда и Дира
(882 г.). Перемышльская летопись, послужившая основой для труда Яна Длугоша и
других польских историков приписывает это злодеяние Игорю1,
Новгородская Первая летопись - Игорю и его современнику воеводе Олегу2.
Игорь, убитый древлянами в 945 г. оставил молодую жену Ольгу и четырехлетнего
сына и наследника Святослава, что косвенно указывает на молодой возраст этого
князя, и соответственно на то, что он правил в Киеве довольно недолго.
Норвежская сага о Старлауге Трудном знает конунга Игоря (Ингвара), правившего в
Гардарики (Руси) во времена Харальда Прекрасноволосого (ум. ок. 940 г.) и
имевшего столицу в Ладоге. Поход Игоря на Киев и убийство им Аскольда и Дира
могло состояться в 930-е гг., то есть спустя 50 лет после указанной в ПВЛ даты
убийства князей-братьев. Решение вопроса о том, кто и когда убил князей
Аскольда и Дира, должно стать начальным фактором для наведения некоторого
«общего порядка» в летописной хронологии.
В связи с
гипотезой о различном времени правления Аскольда и Дира исследователями
неоднократно упоминалось сообщение арабского автора ал-Масуди о державе Дира,
сильнейшего из славянских царей. В своем произведении «Золотые луга»,
написанном в середине 940-х гг. этот известный арабский писатель и
путешественник свидетельствует: «Первый из славянских царей есть царь Дира, он
имеет обширные города и многие обитаемые страны, мусульманские купцы прибывают
в его землю с различного рода товарами»3.
Попытки современных историков отнести эту информацию ко времени
правления летописного Дира, то есть к IX в., на том основании, что Масуди
получал свои известия из «вторых или третьих рук» неубедительно. Еще в прошлом
веке А.Я. Гаркави, проанализировав текст масудиевых известий о восточных
славянах и Руси, пришел к выводу, что они основаны на устных источниках. В
самом тексте «Золотых лугов» Масуди делает весьма однозначную ссылку на
источник своих устных известий: «Сказал Масуди: некоторые люди ошибались и
думали, что море Хазарское соединено с
морем Майотас, но я не видал между
купцами, отправляющимися в страну Хазар и путешествующими по морю Майотас и
Найтас в страну Рус и Бургар, ни одного, который бы думал, что с Хазарским
морем соединяется одно из этих морей, или часть из их вод, или один из рукавов,
кроме Хазарской реки»4.
Эти последние
строки свидетельствуют о том, что источником устных известий Масуди о державе
Дира, послужили рассказы мусульманских купцов, тех самых, которые в его время
посещали Русь и славянские страны, вели торговлю в Киеве, столице государства
Дира. Этих купцов Масуди лично расспрашивал во время своей поездки на Каспий в
926/927 г. с целью решения важного в его время топографического вопроса - о
проливе, якобы соединяющем Каспийское море с Черным и Азовским. Вряд ли купцы,
торговавшие в столице Дира, не знали
имя ее правителя или называли Масуди имена давно умерших князей. Во всяком
случае, Масуди был уверен, что Дир - его современник, то есть князь, правивший
у славян, по крайней мере, во время его поездки на Каспий в 926/927 г.
Сведения Масуди позволяют внести некоторую
корректировку в хронологию ПВЛ. В Киеве после князя Олега, упоминаемого в
договоре Руси с греками 911 г., правил князь Дир (ок. 913-930-е гг.), убитый
Игорем и его родичем Олегом Младшим очевидно в первой половине-середине 930-х
гг.
Судьба Аскольда остается не ясной. Гипотеза о различном времени
правления Аскольда и Дира, выдвинутая в XIX веке С.Н. Ламбиным и поддержанная
А.А. Шахматовым4, возможно дает некоторые шансы решить эту проблему.
Исследователи давно обратили внимание, что могилы князей-братьев, убитых якобы
одновременно, находились в разных концах города - Аскольда в Угорском, Дира -
«за св. Ириною». Масуди в X в. упоминал
одного короля Дира, а ряд поздних летописей - одного Аскольда, как правителя
второй половины IX в.
Источник В.Н. Татищева
упоминает об убийстве Олегом одного Аскольда. В Никоновской летописи сказание
об Аскольде и Дире предваряет заголовок «О рустем князе Оскольде», а в рассказе
о братьях употребляется единственное число («иде на греки», вместо
двойственного «идоста» или множественного «ходиша»). Об изгнании из Киева
одного Аскольда сообщает рукописный летописец Барсова XVI в. Известия эти, правда
с поправкой на сомнительность и неизвестность их происхождения, позволяют
предположить, что князь Аскольд правил в Киеве до Дира, а вероятнее всего и до
Олега, упоминаемого в договоре с греками 911 г. Убийство или изгнание этим
Олегом Аскольда привело к его вокняжению в Киеве, смерть Олега, которая, как
считают некоторые авторы, наступила в ходе Каспийского похода 913 г., привела к
установлению в Киеве власти Дира, правившего в 20-е гг. X в.
Дальнейшее развитие преданий об Олеге Старшем и Аскольде, и Олеге,
современнике Игоря и Дира, привела к их слиянию в сказание об убийстве Олегом
Вещим и Игорем братьев Аскольда и Дира. Это сказание не очень удачно исправил
автор ПВЛ, растянувший время правления Олега на 882-913 г., превративший Игоря
из самостоятельного князя в младенца, а
Олега Старшего в его регента и воспитателя. Неясной по смыслу для автора ПВЛ и
его последователей, очевидно, осталась речь Олега (ПВЛ) или Игоря (НПЛ),
обращенная к Аскольду и Диру, в которой братья представлены узурпаторами киевского
престола («вы не есть княжеского рода»). Летописцы объясняли ее тем
обстоятельством, что князья Аскольд и Дир ранее были якобы боярами Рюрика. Однако явная надуманность этого факта, и,
кстати, тождественность имени Олега князя, упоминаемого в договоре 911 г. и
Олега Младшего (царя ХЛГУ) возможно говорит о том, что в основе указанной фразы
лежит воспоминание о каких-то династических правах Игоря и Олега на киевское
княжение. О том же очевидно позволяет судить и другой, чешский источник, так
называемая «летопись Яна Амоса Коменского», в которой описывается история
русского князя изгнанника Олега, сына Олега, последнего короля Моравии (939-950
гг.), родственника Игоря и княгини Ольги.
Литература:
1 Шахматов А.А. Разыскания о древнейших
летописных сводах. М., 1908, с. 348.
2 Новгородская первая летопись старшего и
младшего изводов. М. – Л. 1950. с. 107.
3 Гаркави А.Я. Сказания мусульманских
писателей о славянах и русских с половины VII в. до конца X в. по РХ. СПб., 1870, с.137.
4 Гаркави А.Я. Сказания мусульманских
писателей о славянах и русских с половины VII в. до конца X в. по РХ. СПб., 1870, с.120-121.
5 Шахматов А.А. Разыскания о
древнейших летописных сводах. М., 1908. с. 319-320.