Филин Н.В. Об историческом прототипе Ильи Муромца

 

К содержанию      Следующая страница     Предыдущая страница

 

Дипломная работа 1993. Опубликовано в историческом альманахе Армагеддон (весна 2000)

 

Походы руссов в Тавриду и предания об Олеге Вещем

 

Исследуя поэму Ортнит, А.Н. Веселовский заметил, что имя правителя Судерса, языческого царя Махореля (вар. Нахорел, Захорел) имеет иудо-хазарский облик (ср. Нахор, Захария). Современный исследователь В. Кожинов пришел к близкому выводу при изучении сюжета былины о походе Вольги в Индейское царство. Архаический характер былины, по мнению Кожинова, позволяет предположить, что в глубокой древности вместо позднейшего «Индейского царства» в былинах упоминалось царство Иудейское, под которым могли понимать как собственно Иудею,  так и Хазарский каганат. Это мнение находит соответствие в уже приводимой нами цитате из былины о Трех поездках Ильи Муромца, в том месте, где сказитель упомянул о строительстве Ильей Индейской церкви. Под церковью Индейской вряд ли можно разуметь какой-либо другой знаменитый храм кроме Иерусалимского «иудейского храма», построенного царем Соломоном. Если это предположение верно, то былина о Вольге Всеславиче и немецкие сказания об Ilias’e von Ruizen восходят к одному источнику - старинным дружинным песням об Олеге Вещем, женитьбе Игоря и походах руссов в хазарские области Тавриды.

Повесть Временных лет содержит лишь косвенное свидетельство существования таких песен, упоминая о браке Игоря в связи с рассказом о совместных походах Игоря и Олега: «В лето 6411 (903 г.) Игорь вырос и ходил в походы под началом Олега, слушаясь его. И привели ему жену из Пскова именем Ольга».

В поздних летописях, в значительно большей мере испытавших на себе влияние фольклорных источников, Олег уже прямо называется сватом Игоря: «Приведе ему Олег жену от Плескова, дщерь Гостомыслову и радеяше Олег о нем вельми, яко Игорь княжич послушен зело во всем бяше Ольгу князю». М.Г. Халанский заметил, что Ольга в поздних источниках называется иногда не только псковитянской, но и дочерью князя Тмутаракана.  «Жена же ему Ольга, родом плесковитинка, дщи князя Тьмуторокана»1. Исследователь предположил, что известие о происхождении Ольги от князя Тьмутаракана или половецкого князя Торокана  может свидетельствовать о ранее существовавшей связи между преданием о женитьбе Игоря и походе руссов в Тавриду2.

Догадка М.Г. Халанского получает действительный вес в связи публикацией в 1912 г. так называемого Кембриджского документа - письма хазарского еврея X века, упоминавшего о походе русского князя ХЛГУ (Олега) на Тмутаракань.   Кембриджский документ или документ Шехтера был доставлен в библиотеку Кембриджского университета Соломоном Шехтером в 1896 г. из генизы (хранилища рукописей) Каирской синагоги в составе коллекции еврейских и арабо-еврейских рукописей. В настоящее время подлинность письма не вызывает сомнений. Его автор, хазарский еврей, писавший во второй половине X века, называет себя подданным последнего известного нам царя Хазарии Иосифа. Коснувшись в общих словах истории предков Иосифа и обстоятельств принятия хазарами иудаизма,  анонимный автор письма переходит к описанию событий, происходивших в годы правления византийского императора Романа Лакапина (919-944) и хазарского царя Иосифа. «И еще во дни царя Иосифа, моего господина, искал [царь алан] его поддержки, когда были преследования во дни злодея Романуса. Когда же это стало известно моему господину, он уничтожил многих необрезанных. Но злодей Романус послал большие дары ХЛГУ, царю Руси, подстрекнув совершить его злое дело».

Получив дары, ХЛГУ совершил нападение на хазарский город САМКЕРЦ, т.е. Тмутаракань русских летописей, захватив в нем пленников и богатую добычу. Однако хазарский наместник Боспора Песах выступил с войском против греков и руссов. Песах захватил три византийских города и осадил ШУРШУН (Херсонес), Одержав победу над греками, хазары обратили оружие против ХЛГУ. Песах воевал с ХЛГУ 4 месяца и покорил его («и тогда подчинил бог руссов власти хазар»). В соответствии с мирным договором ХЛГУ обязался объявить войну Византии; в течении 4 месяцев его флот воевал с Константинополем, но был уничтожен греческим огнем. Сам ХЛГУ не решился вернуться на родину и ушел в ПРС (Персию или Фракию), где и погиб.

Сравнение истории захвата Тмутаракани и столицы Индейского царства в былине о Вольге Всеславиче приводит к открытию ряда общих мест.

1) Вольга в былине невидимым проникает во дворец царя Салтыка и подслушивает планы врагов. ХЛГУ овладевает городом, воспользовавшись отсутствием в САМКРЦЕ начальника местного гарнизона, о чем ХЛГУ разумеется заранее стало известно.

2) ХЛГУ Кембриджского документа захватывает город наездом, практически без сопротивления, ночью, «воровским способом». Вольга проникает в город с помощью колдовства, превратив своих воинов в муравьев и испортив вооружение врага.

3) ХЛГУ Кембриджского документа и Вольга былины захватывают в городе богатую добычу и пленных.

С учетом гипотезы М.Г. Халанского о причинах появления «тмутараканской генеалогии» княгини Ольги можно сделать предположение о существовании в древние времена былинного предания о походе Олега на Тмутаракань с целью добывания невесты для Игоря, исторической основой которого послужил упоминаемый в Кембриджском документе поход ХЛГУ на Тмутаракань.

В поздних летописях рассказ о браке Игоря и Ольги иногда, очевидно под влиянием фольклорных источников, переносится на последние годы правления Олега, и помещается после его похода на Царьград: «По сем (т.е. после похода на греков) женися князь Игорь Рюрикович во Пскове, поня собе княжну, именем Ольгу, дщерь Торокана, князя Половецкого. И нача князь Ольг с Игорем веселиться, творяше веселие многое» (далее на фоне пира - сюжет о предсказании волхвов). Такая последовательность возможно явилась вследствие того, что в летописном рассказе легендарный поход Олега на Царьград заменил некогда произошедший в действительности поход Олега на Тмутаракань, то есть САМКЕРЦ хазарского документа.

Анализ Кембриджского документа показывает, что поход ХЛГУ на Тмутаракань мог происходить между 932 и 940 гг. Первая дата основана на данных по генеалогии хазарских царей, содержащихся в Кембриджском документе. Аноним сообщает, что при деде царя Иосифа Вениамине народы, подстрекаемые Византией, поднялись против хазар, и только царь алан оставался верным союзником хазар. Напротив, при отце Иосифа Аароне аланский царь воевал против хазар, а союзником последних стал царь турок (венгры или печенеги). Война закончилась поражением алан, их царь попал в плен к Аарону, но был отпущен с почетом, отдав свою дочь в жены Иосифу, сыну Вениамина.

Аланы могли быть верными союзниками хазар в борьбе против Византии до начала X в. В период первого или, что более вероятно второго патриаршества Николая Мистика (901-907 и 912-925 гг.) аланы приняли христианство из рук Византии и временно перешли в сферу ее политического влияния3. В 932 г. аланский правитель, подстрекаемый Романом Лакапиным, пошел войной на хазар и потерпел поражение, греческие священники были изгнаны из Алании, а сами аланы вновь признали суверенитет хазар. Более чем очевидно, что алано-хазарская война времен царя Аарона,  описанная в Кембриджском документе происходила в 932 г. и что это и есть последний достоверно известный год правления Аарона, отца Иосифа.

Взаимные гонения - иудеев в Византии и христиан в Хазарии очевидно возникли на почве религиозного конфликта в Алании, и происходили вскоре после описанных событий. Косвенным свидетельством этого может являться какая-то известная автору письма связь между гонениями «злодея Романуса» и обращением к Иосифу аланского царя, его тестя (см. текст выше). Иосиф должен был стать царем вскоре после алано-хазарской войны 932 г., когда иудо-христианский религиозный конфликт был еще в самом разгаре.

Конечная возможная дата похода Олега (940 г.) связана с явной тождественностью событий войны ХЛГУ с греками с событиями похода Игоря на Византию 941 г. (поход войск Игоря длился 4 месяца, русские были побеждены с помощью греческого огня). В хазарском документе поход этот ошибочно был отнесен ко времени правления царя ХЛГУ. Уже одна эта ошибка дает нам повод усомниться в большой информированности автора письма, судьба ХЛГУ интересовала его только постольку, поскольку она служила прославлению военной мощи дряхлеющей Хазарской империи. Руководство походом 941 г. было приписано автором письма царю ХЛГУ, с целью связать причины этого похода хазарскими победами в Крыму. Эту тенденцию источника необходимо учитывать как при датировке похода Олега на Тмутаракань, состоявшегося вскоре после начала гонений на иудеев в Византии (т.е. вскоре после 932 г.), так и при определении дальнейшей судьбы Олега - участие царя Руси ХЛГУ в походе 941 г. не подтверждается другими источниками.

Определив, таким образом, в общем виде канву исторических событий, послуживших основой для создания сказаний о Вольге, Ilias’e von Ruizen и, связав их с преданиями о походе Олега Вещего на Тмутаракань, мы вынуждены решить вопрос об отношении ХЛГУ хазарского письма к летописному «историческому» князю Олегу Вещему, упоминаемому в договоре Руси с греками 911 г.

 

Литература:


1 Гиляров Ф.А. Предания русской начальной летописи Ф. Гилярова. М.,1878. с.150, 180.

2 Халанский М.Г. К истории поэтических сказаний об Олеге Вещем // ЖМНП 1902, август, с. 304.

3  Кулаковский Ю.А. Христианство у алан // Византийский временник, 1898, т. V, с. 1-18.

 

 

 

 



Hosted by uCoz